Мы подошли к мысли о том, что сетевое сообщество - это специфическая форма социальной структуры, опытно устанавливаемая эмпирическими исследованиями в качестве характеристики "Информационной эпохи".
Первоначально, люди жили в небольших племенах или деревнях, представляющих собой своего рода расширенную семью, в которых все были знакомы друг с другом, постоянно контактировали между собой. С ростом популяции и ходом цивилизации, сообщества становились более комплексными, урбанизированными, росли и развивались большие города, люди стали отчуждаться от природы и друг от друга.
Как кульминация этих процессов, пришла индустриальная революция, увеличился приток рабочей силы из деревень в город, на смену традиционным семьям, с большим количеством теть, дядь, бабушек и дедушек, двоюродных и троюродных братьев и сестер, пришла нуклеарная семья.
Как утверждает Marshall McLuhan, электронные средства массовой информации превратили мир в своего рода глобальную деревню, где все принимают участие в некоем порочном вуайеризме, наблюдая за изображениями мест дорожных аварий и жертв убийств, страданиями голодающих детей Третьего Мира и так далее. По большому счету, становится трудно отличать новости от фантастических фильмов ужасов и телевизионных шоу. Телевидение и радио не могут претендовать на звание глобальных средств массовой информации. Следуя традиционному принципу монархов, вождей, проявляемому на протяжении веков: «Мы говорим, Вы слушаете», они отличаются от того двустороннего общения, которое ранее было принято в племени.
Интернет, в силу присущей ему интерактивности, изменяет существующее положение вещей, постепенно превращая современный отчужденный мир в подобие глобальной деревни, глобального сообщества, которое существует в виртуальном киберпространстве, осуществляя двустороннюю коммуникацию посредством различных интернет - технологий.
Эта теория может быть проиллюстрирована нашим личным опытом участия в интерактивном сетевом общении, в частности в чатах. Во многих чатах существует тенденция к построению «виртуальных» расширенных семей, где участники чата «играют» в семью, принимая на себя «виртуальные роли» отца, матери, детей, теть и дядь различных степеней родства, братьев и сестер, создавая, таким образом, на игровой основе некий прототип утраченной, в ходе урбанизации, расширенной семьи. Такие виртуальные семьи достаточно стабильны во времени, и такая «игра» может продолжаться на протяжении всего времени существования чата, как виртуального сообщества, причем новые посетители чата могут охотно принимать условия этой «игры», вступая в эту виртуальную семью, в качестве ее членов.
Таким образом, взяв эту точку зрения на историю и принципы формирования сетевых сообществ, как отправную, попытаемся разобраться в многообразии подходов к определению сетевого сообщества.
Вообще, исследования этой проблемы начались на Западе в начале 90х. В них фигурируют такие термины как:
«virtual community» (виртуальное сообщество), указывающее на виртуальный характер агрегации людей в киберпространстве;
«online community» (онлайновое сообщество, сообщество «на связи») - термин употребляется в противопоставление off-line сообществам, как указывающий на интерактивность общения и взаимодействия людей в киберпространстве, в реальном времени.
Основным понятием здесь является понятие «community», означающее «сообщество». Это понятие весьма неоднозначно. Обычно это понятие используется для описания некоей группы людей. Поплин пишет «С момента своего становления, как научной дисциплины, социология была обеспокоена несовместимостью и неоднозначностью некоторой основной терминологии... Слово сообщество попадает в эту категорию. Как элемент социологического словаря, этот термин использовался в таком количестве значений, что его можно описать как всеобъемлющее слово».
Также необходимо прояснить разницу между понятиями общество (society) и сообщество (community). Сообщество, по мнению Vliet и Burgers, характеризуется чувством сопричастности, братства, семьи, традиции, а так же связями, основанными на понимании, согласии, и единстве языка. Словом, традиционные общества характеризуются прямой социальной интеракцией, разделенной системой ценностей и символов.
Общество, напротив, может быть охарактеризовано гипер-индивидуализмом, отношения между людьми скорей мимолетные, контрактные, механические.
Ф. Тённис (1887г.) описал различия между понятиями общество(Gesellschaft) и общность(Gemeinschaft). Этот последний аспект социальных отношений был поставлен в контекст современности и продолжающейся дегенерации традиционных социальных структур. Процесс урбанизации и индустриализации должен привести к разрушению традиционного сообщества с его безопасностью и интимностью взаимоотношений.
Значительная часть терминологической неоднозначности вокруг термина «сообщество» в социальных науках, по мнению Robin B. Hamman заключается в том, что тот социальный конструкт, который описывается этим термином, постоянно изменяется и развивается. Изменения социального конструкта, называемого сообществом, описывались такими известными теоретиками как Дюркгейм, Маркс, Вебер, и другими, и были вызваны технологическими, социально- экономическими и политическими изменениями в обществе. Практически каждый социолог - теоретик и ученый, включая перечисленных выше классиков, использует термин «сообщество» в политическом контексте, привязанном к нему. Как раз это и приводит к терминологической неоднозначности понятия «сообщество».
Здесь мы попытаемся прояснить значение этого термина в социологическом контексте, применительно к проблеме, поставленной в нашей работе. George Hillery, Jr., проанализировав 94 социологических определения понятия «сообщество» пришел к заключению, что из них, 69 определений согласны с тем что социальное взаимодействие, среда и общие связи присутствуют в жизни сообщества. Robin B. Hamman считает, что социологический термин «сообщество» здесь должен пониматься в значении «(1) группа людей (2) которые участвуют в социальном взаимодействии (3) и каких-либо общих связях между собой и другими членами группы (4) в одном пространственно - временном промежутке».
Таким образом, взяв такое понимание сообщества как отправное в нашем анализе, мы получаем, что сообщество здесь является неким собранием людей, находящихся во взаимодействии и связанных между собой общими целями интересами, в пространстве, в течение определенного времени. Причем, мы должны учитывать, что говоря о сетевых сообществах, мы должны понимать, что все взаимодействия и интеракции в группе людей происходят в киберпространстве.
Howard Rheingol определяет виртуальные сообщества, как «социальные агрегации, возникающие в Сети, когда достаточное количество людей в течение длительного времени принимают участие в публичных дискуссиях, испытывая необходимые человеческие эмоциями, для формирования паутины личностных взаимоотношений с киберпространстве»
Другое понимание природы сетевых сообществ мы встречаем в работах Garton, Haythronthwaite, and Wellman, которые работают с понятием «социальная сеть» ("social network"), которая понимается в сравнении с набором компьютеров, связанных между собой сетью проводов. То есть социальная сеть, в их понимании, это набор людей (или организаций), связанных между собой набором социальных отношений, таких как дружба, совместная трудовая деятельность или информационный обмен. Таким образом, социальная сеть - это любая группа людей, находящихся во взаимодействии и разделяющая между собой социальные связи. Кроме того, такого рода взаимодействие необходимо требует единство пространства, в котором происходит такое взаимодействие, не исключая и киберпространство(Garton, Haythronthwaite, & Wellman, 1999,цит.по Howard Rheingol, The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier, 1993).
Таким образом, понятия «сетевое сообщество» и «социальная сеть» несут одно смысловое значение - агрегация людей и, по мнению Howard Rheingol могут быть взаимозаменяемыми.
Нестеров В.Ю. предлагает разделять понятия «сетевой социум», как «группу людей, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях» и понятие «сетевых социальных агрегатов», так как обязательной характеристикой сетевого социума является «осознание своей общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т.п.» (Нестеров Вадим. К вопросу о динамике сетевых сообществ.) Вообще, по мнению В. Нестерова, сетевой социальный агрегат первичен, и трансформируется в сетевое сообщество, на основе созданной программной оболочки, посещаемой пользователями сети Интернет, «в результате взаимодействия между постоянными пользователями этого ресурса».
Что же способствовало формированию сетевых сообществ в киберпространстве? Казалось бы, интернет это лишь одно из разновидностей средств массовой информации, сродни библиотеке, представляющей необходимую информацию по запросу пользователя. Предпосылки формирования сообществ в Сети связаны, опять таки, с процессами урбанизации, глобализации всех социальных процессов, а также, с внутренними психологическими мотивами и социальными потребностями современного человека, сформировавшегося в ходе глобальных социальных процессов.
С точки зрения социальной психологии, в основе формирования социальных групп в сети, лежит стремление личности к достижению определенных целей, что возможно через создание группы. Эти цели, как правило - общение, на основании которого в сети и организуется группа людей, собравшихся вместе в силу единой для всех цели. Таким образом, в сети, социальные сообщества строятся на основе чатов, разнообразных форумов и конференций, игровых серверов, которые, собственно и служат целям объединения людей в киберпространстве на основе общения.
Компьютерно - опосредованное общение (CMC) является как средством межличностного общения («один- другому»), так и формой массовой коммуникации («один - многим»), и, даже, «многие- многим». Компьютерно - опосредованное общение может пролить свет на природу социальной жизни. Это относится как к нашим межличностным отношениям («диадные» социальные отношения), так и к природе сообщества («сети» социальных отношений). Виртуальные сообщества включают в себя все измерения сообщества: экономические, политические, социальные и культурные.
Социальное взаимодействие и солидарность в электронных конференциях и чатах может привести к складыванию дружеских и любовных отношений между участниками. Интернет, является виртуальным пространством, где мы встречаемся с друзьями, коллегами, любовниками, в любое время, невзирая на разницу расстояний.
В киберпространстве, с каждым днем, растет количество заключенных международных сделок и политических советов, которыми обмениваются посредством электронных сетей. Все больше корпораций виртуализируют свои организации, их работники работают в сети. Растет число виртуальных магазинов, банков, создана денежная система WebMoney. Деньги можно зарабатывать и тратить в сети, переводить на кредитные карты, открывать счета в банках через Интернет.
В культурном аспекте, люди, посредством Интернет, ознакомляются с ценностями и символами других наций и культур. Идеологический аспект сетевых сообществ заключается в том, что основным принципом является всеми разделяемое убеждение в свободе выражений, индивидуализма, равенства возможностей доступа к одним и тем же символическим интересам.
Сообщество, сложившееся в киберпространстве укрепляет коллективность интересов, что обычно связано с темой дискуссии. Это может привести к коллективному отношению (духу нашего виртуального круга) и прояснить социальные обязательства.
Можно выделить следующие показатели «успешности» сетевого сообщества:
Построению сообщества должно уделяться необходимое внимание, так как это сообщество должно привлекать людей.
Успешные онлайновые сообщества должны безоговорочно быть сфокусированы на нуждах своих членов, а не на нуждах спонсоров и рекламодателей.
Слишком сильный контроль повлечет за собой снижение количества членов сообщества. Чрезмерные полицейские меры в онлайновых сообществах, могут попросту их убить.
Самоорганизация не всегда означает самообеспечение. Большинство онлайновых сообществ требует значительного вложения времени и сил, для своего поддержания своей жизнедеятельности.
Онлайновые сообщества имеют тенденцию быть более активными, когда присутствует общий дух, убеждение, что «нет никого умнее нас, всех вместе взятых».
Проанализировав существующие теоретические подходы к пониманию принципов конструирования сетевых сообществ, мы можем выделить следующие:
Границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, имеют информацию об общей истории;
Существуют четкие правила, управляющие использованием коллективных благ, в соответствии с локальными потребностями и условиями, причем большинство индивидов, на которых распространяются эти правила, могут принимать участие в их изменении;
Существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится самими членами сообщества, с использованием устоявшейся системы санкций;
Члены сообщества имеют возможность реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации.
Таким образом, мы установили, что сетевые сообщества сегодня являются зафиксированным социальным фактом, требующим дальнейшего осмысления и эмпирического изучения.
Мы предположили, что в основе формирования сетевого сообщества на базе Интернет - Чата, может лежать заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии между собой. Также, мы предположили, что отнесение себя к сообществу на базе Чата, связано с эмоциональной включенностью в общение с другими участниками чата, потребностью в аффилиации в условиях киберпространства, что является реализацией частных целей и потребностей участников чата.
Автор: С.О. Кремлева
Комментариев нет:
Отправить комментарий